JewRadio Актуальные беседы Статьи Краткое содержание главы "Тэцавэ"

Краткое содержание главы "Тэцавэ"

picБ-г говорит Моше повелеть сынам Израиля принести чистейшего оливкового масла для зажигания светильника "постоянного горения", который Аарон будет зажигать в Святилище, чтобы тот горел "от вечера до утра".

Описываются одеяния священников (коэнов), в которые те должны быть одеты во время храмовых служений: 1) ктонет - длинная льняная рубаха; 2) михнасаим - льняные штаны; 3) мицнефет или мигбаат - льняной тюрбан; 4) авнет - длинный пояс.

Коэн-гадол (первосвященник) вдобавок надевал: 5) эфод - одеяние наподобие фартука, сделанное из синей, пурпурной и красной шерсти, льна и золотых нитей; 6) хошен - нагрудник с двенадцатью драгоценными камнями, на которых были выгравированы имена двенадцати колен Израиля; 7) мэил - плащ из синей шерсти с декоративными гранатами и золотыми колокольчиками вдоль нижней кромки; 8) циц - золотая пластина, надеваемая на лоб, с выгравированными словами: "Святыня Б-гу".

Всевышний также дает подробные предписания о семидневной церемонии посвящения в коэны Аарона и его четырех сыновей и об изготовлении Золотого Жертвенника для воскурения благовоний - кторет.

Тэцавэ: высшая сущность

Эта глава - единственная в Торе (после того, как рассказывается о рождении Моше), где имя Моше не упоминается. Комментаторы видят причину этого в "дерзком" обращении Моше к Всевышнему, когда Он решил наказать еврейский народ за грех поклонения золотому тельцу: "Теперь же простишь ли Ты их? И если нет - то, прошу, сотри и меня из книги Твоей..." (Шмот, 32:32). Слова праведника, даже чем-то обусловленные, всегда исполняются по крайней мере на каком-то уровне, исполнились и слова Моше - его имя исчезло из целой главы Торы.

Однако, даже не называя имени Моше в этой главе, Всевышний не раз обращается к нему, да и сама глава, названная "Тэцавэ", начинается с такого обращения: "И ты прикажи..."

Каббала объясняет, что имя человека находится на гораздо более низкой ступени, чем его сущность. Имя - это только "ярлык" человека, необходимый для его контакта с окружающими. Сам человек не нуждается в имени. Младенец, появившийся на свет, уже человек, уже сущность, но имени еще не имеет. Он получит его лишь через несколько дней. До этого его называют просто "он", "ты". Согласно Каббала, это в гораздо большей степени соотносится с его сущностью.

Возникает вопрос: почему же именно та глава, в которой выполняется просьба Моше "сотри и меня из книги Твоей", подчеркивает сущность праведника, которая выше каких-либо названий?

Именно в этой просьбе выразилась подлинная сущность Моше. Тора была его жизнью, она и называется его именем - Торат-Моше (Учение Моисея). Но когда само существование еврейского народа оказалось под угрозой, Моше готов был вырвать себя из этого источника. Потому что Моше и народ Израиля - единое, неделимое целое; как выразился Раши, "Моше - это Израиль и Израиль - это Моше". И когда народ Израиля согрешил, Моше почувствовал, что падает сам, хотя был он в то время на горе и не имел возможности помешать грешникам. И говорил ему Б-г: "Иди вниз, ибо растлился твой народ..." (Шмот, 32:7). Спустись со своей высоты, будь с ними.

Несомненно, величие Моше проявилось в той "дерзкой" просьбе, в готовности быть стертым из Торы ради народа Израиля, и величие это выше его имени.

По материалам сайта http://www.ru.chabad.org/