Словом и делом
Как тайное течение реки,
в нас тянется наследственная нить:
еврей сидит в еврее вопреки
желанию его в себе хранить.
И.Губерман
Один мой знакомый, молодой еврей из Украины, когда-то рассказал мне, что его прадед, убежденный коммунист, во время войны остался в родном городе, оккупированном немцами. Фашисты, конечно, «не обошли его вниманием», но не расстреляли сразу, а начали издеваться и заставлять его выполнять всяческие унизительные приказы. Стиснув зубы, еврей подчинялся. Когда пришла очередь очередной насмешки, немец поднес к его лицу крест и приказал поцеловать его. «Этого вы точно от меня не дождетесь!» - ответил измученный еврей. Через несколько секунд он был уже мертв.
Эта история – одно из многих свидетельств самоотверженности, присущей даже не выделяющемуся сознательностью еврею, когда речь идет об испытании его еврейской сути. Что двигает этими людьми в такой момент?
Все началось с дарования Торы – события, которое мы будем отмечать завтра, в праздник Шавуот. Наши мудрецы отмечают, что евреи получили Тору, в заслугу их знаменитого заявления: «Будем исполнять, а затем вникнем», то есть наш народ проявил готовность выполнять заповеди, даже не осознавая их смысла и не понимая заложенной в Торе мудрости.
Все мы знаем, насколько важна заповедь изучения Торы и какая бездонная глубина духовных знаний заложена в ней, однако известно высказывание мудрецов: «Тот, у кого мудрость преобладает над деяниями, подобен дереву с раскидистыми ветвями и слабыми корнями: налетит ветер и выдернет его из земли. А тот, чьи деяния преобладают над мудростью, подобен дереву с негустой кроной, но с мощными корнями: даже если налетят на него все ветры мира – не сдвинут они его с места».
Смысл этого в том, что Тора – это не столько мудрость в привычном для нас смысле, сколько руководство к действию в любых жизненных ситуациях. Она, несомненно, требует углубленного изучения, но если эти познания не реализуются, то и само изучение немногого стоит. Поэтому именно поступки человека определяют крепость его «корней», его связи со Всевышним.
Особенно это актуально в наши времена, когда еврейский народ разбросан по свету, подвержен множеству испытаний и опасностей. В истории человечества было немало народов, считавшихся носителями мудрости. Их мудрость, возможно не всегда в полноте, но все же дошла и до наших дней, хотя многие из этих народов уже не существуют. Уникальность евреев в том, что они не только сохранили полученную от Всевышнего мудрость, но и живут, выполняя ее на деле уже более трех тысяч лет.
Именно та, высказанная перед дарованием Торы, готовность соблюдать ее заповеди, не требуя объяснения, дала евреям на все поколения упорство и даже упрямство воплотить это в жизнь и обеспечило нас крепкими «корнями», благодаря которым никакими умными доводами, красивыми словами или запугиваниями нас не сдвинуть и не оторвать от Торы и Единого Б-га.
Веселого праздника и шабат шалом!
раввин Шломо Вильгельм