Ки-Тиса
Гут Шабес
Об отрывке: «это дадут…полшекеля…пожертвование Б-гу», в котором говорится, что каждый из народа Исроэйла обязан жертвовать полшекеля (на нужды Храма), поясняется в Иерусалимском Талмуде: «Подобие огненной монеты извлек Все-вышний, благословен Он, из под Престола Славы Своей и показал Мойше и сказал ему: это дадут».
Затруднение Мойше Рабейну было не в том, чтобы понять что такое полшекеля, а в том , каким образом это пожертвование может осуществить искупление еврейских душ. Когда же Творец показал ему огненную монету, все стало понятным Мойше.
Какое же указание в служении В-вышнему несет в себе «огненная монета»?
Монета (матбеа) имеет определенную ценность, стоимость. Определенная монета имеет одну и ту же ценность для всех и каждого.
Есть много различных вещей, которые оцениваются разными людьми по разному. Один, кому определенная вещь остро необходима, готов платить за нее больше, в то время как другой оценивает ту же вещь дешевле.
О монете споров нет. Ее стоимость постоянна. Понятие монета – матбеа происходит от слова тева – «погружение», «утопание», что указывает на принятие Ига Царства Небесного, которое не зависит от чувств и эмоций человека, или от его особенных индивидуальных качеств. Хотя люди и очень различны между собой, однако собственно осознание необходимости выполнять волю В-вышнего у всех них равно. Принятие Ига Царства Небесного тождественно для всех, подобно монете, стоимость которой твердо установлена и не подлежит изменениям...
Огонь постоянно стремится вверх. Всегда пламя поднимается, возносится и струится ввысь, к своему корню. Здесь нет места спуску вниз и даже остановке на месте. Огонь восходит...
Пламя символизирует движение, действие, стремление и прогресс. Служение еврея уподобляется огню: вознесение и приближение ко Все-вышнему. Духовная работа, служение человека зависят от его уровня, понимания и восприимчивости. Они различны у разных людей. В огне есть различия, не как в монете установленной стоимости.
Внутренний смысл заповеди «полушекеля» мы учим из «огненной монеты». Это сопряжение двух аспектов. Единство «монеты» с «огнем».
Человек, по природе своей, в тот момент, когда он действует эмоционально, когда он преисполнен воодушевления и делает работу, которую он "живет" – он огонь.
Однако, когда он действует исходя из принятия Ига Царства Небесного, то вот он холоден и вдумчив без воодушевления.
Служение еврея должно объединять «монету» с «огнем»; работа принятия Ига Царства Небесного должна быть наполнена жизненностью и воодушевлением. Именно такое служение обладает силой, способной искуплять прегрешения.
Подобна заповеди Полушекеля заповедь Цдоки, когда человек отдает из своих заработанных средств нуждающемуся.
Добывание денег подобно огоню. Человек тяжело и стастно работает, зарабатывая свои деньги, и вместе с ними он приобретает большие возможности. И вдруг, он дает часть заработанного бедному, не получая ничего взамен, безо всякой причины, только из принятия Ига Царства Небесного; поскольку так повелел Все-сильный.
В этом суть «огненной монеты». Берут огонь (деньги еврея) и делают из него монету (принятие Ига Царства Небесного).
Более того, еврей рад возможности выполнить заповедь Цдоки, и исполняет ее с воодушевлением и жизненностью. Получается «Огненная монета»...